Развитие бизнес-моделей промышленных предприятий в цифровой экономике: концептуальные аспекты
Промышленный сектор РФ в настоящее время призван обеспечить требуемый задел для формирования технологического суверенитета страны, необходимого для эффективного функционирования отечественной экономики. Происходящая цифровая трансформация всех отраслей промышленности направлена на поддержание технологической независимости предприятий, государства, на ускорение технологического развития российских компаний и на обеспечение конкурентоспособности производимых продуктов. При этом бизнес-модели многих отечественных промышленных предприятий еще только находятся на пути достижения цифровой зрелости на глобальном рынке. Концептуальная методологическая база данных аспектов является основополагающим, однако менее изученным направлением процесса бизнес-моделирования предприятий. Поэтому исследование концептуальных подходов к развитию бизнес-моделей промышленных компаний РФ в условиях цифровизации экономики является крайне актуальным. Авторами установлено, что концептуальный подход к развитию бизнес-модели промышленного предприятия должен основываться на определении возможностей цифровизации его бизнес-процессов, оценки уровня цифровой зрелости и готовности к трансформации бизнеса. В результате исследование показало, что оценка достигнутых параметров цифровой зрелости предприятий должна базироваться на объективном анализе предпосылок, факторов и условий развития бизнес-моделей предприятий под влиянием различных процессов цифровизации. Основополагающие методы факторного и стратегического анализа позволили авторам выявить наиболее значимые возможности и угрозы для отраслей отечественной промышленности, обусловленные влиянием глобальных тенденций цифровизации социально-экономической среды и цифровой трансформации предприятий в целом. Результаты исследования подкреплены системным изучением научных трудов ведущих специалистов в области цифровой экономики, а также данными проведенного в 2022 году экспертного опроса представителей предприятий промышленного сектора ряда регионов нашей страны. Представленная в статье конкретизация выявленных факторов, не только препятствующих процессам цифровой трансформации бизнеса, но и стимулирующих их, а также обозначенные в этой связи концептуальные аспекты развития бизнес-моделей промышленных предприятий РФ в условиях цифровой экономики, могут быть полезны как руководителям-практикам отечественной промышленности, так и широкому кругу исследователей современных мировых тенденций происходящей цифровизации экономики.