Анализ использования стратегии голубого океана в российских компаниях

Экономика и менеджмент предприятий и комплексов
Авторы:
Аннотация:

Статья посвящена анализу используемых современных инструментов стратегического управления российскими менеджерами и предпринимателями, в частности стратегии Голубого океана (ГО). Проведен анализ литературы, выявлен относительно низкий уровень публикаций, посвященных стратегии Голубого океана (Blue Ocean Strategy – BOS), низкий уровень цитирования, наличие системных ошибок. Вышеизложенное определило цель исследования: оценить уровень знакомства практикующих специалистов со стратегией Голубого океана. Задачами исследования стали: ранжирование популярности и известности различных стратегий развития бизнеса; оценка уровня применения практикующими менеджерами стратегии Голубого океана; выявление барьеров, препятствующих использованию стратегии Голубого океана и объясняющих недостаточный уровень использования BOS в отечественной практике. Выдвинута рабочая гипотеза: практикующие специалисты в России слабо знакомы со стратегией Голубого океана и не готовы ее применять на практике. В качестве инструмента исследования выбрана технология анонимного интервьюирования с использованием on-line инструмента Яндекс.Формы, Опрос прошли магистранты СПбПУ ИПМЭиТ по направлению «Менеджмент» очной и заочной формы обучения, в том числе студенты on-line магистратуры, а также слушатели Президентской программы подготовки управленческих кадров для организаций и предприятий РФ. Анкета содержала 16 вопросов, из 201 заполненной анкеты было отобрано 168 анкет, соответствовавших целевой аудитории: респонденты должны быть хорошо знакомы с российским бизнесом или иметь опыт работы, быть знакомы со стратегией Голубого океана, полученным самостоятельно или рамках учебного процесса. По результатам анкетирования подтверждена рабочая гипотеза, оценен уровень использования стратегии Голубого Океана. Выявлены и систематизированы барьеры, препятствующие ее применению российскими практиками, в т.ч. недостаточный уровень владения методикой использования стратегии Голубого Океана отечественными менеджерами, отсутствие примеров использования стратегии в российской бизнесе, требование кардинального пересмотра общей стратегии развития организации при переходе к Стратегии Голубого Океана. Определены направления последующих исследований.