Оценка роли вузов в кадровом обеспечении цифровой экономики региона

Региональная и отраслевая экономика
Авторы:
Аннотация:

В современных условиях цифровизация хозяйственной и экономической деятельности региона становится одним из ключевых аргументов его инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности. Важнейшими факторами, определяющими развитие цифровой экономики, являются: соответствующее нормативно-правовое обеспечение, информационная инфраструктура и безопасность, научно-исследовательские разработки, специализированные кадры с ключевыми компетенциями. В этом перечне критическим фактором является человеческий капитал, поскольку именно кадры определяют уровень развития всех других элементов из этого перечня. Важнейшие тренды в подготовке кадров для цифровой экономики России – формирование знаний, умений, навыков цифровой грамотности на самых начальных этапах обучения детей и развитие соответствующих компетенций через всю жизнь. Нехватка профильных кадров для цифровизации остается основной проблемой социально-экономического и инновационного развития большинства регионов Российской Федерации. Цель исследования – оценить роль и определить направления повышения эффективности деятельности высших учебных заведений в кадровом обеспечении цифровой экономики региона. Авторами проведен анализ индекса цифровизации экономики Мурманской области, сделан вывод о накоплении социального эффекта от внедрения цифровизации. Однако превышение цифрового спроса над цифровым предложением по измерению «Образование» свидетельствует о серьезных проблемах в подготовке кадров для этой сферы. Выявлены тенденции в подготовке кадров с ключевыми компетенциями цифровой экономики в Мурманской области на базе высших учебных заведений. В расчетах использована методика определения показателей федерального проекта «Кадры для цифровой экономики». Обоснована роль университетов как ключевых поставщиков трудовых ресурсов для реализации арктических проектов, предполагающих использование цифровых технологий. Обозначены региональные проблемы, а также внутренние ограничения вузов в области подготовки кадров для цифровой экономики. Предложены направления повышения эффективности подготовки специалистов с цифровыми компетенциями для экономики региона на базе высших учебных заведений. Обеспечение соответствующими специалистами требует системной консолидации усилий всех заинтересованных акторов: правительства, бизнес лидеров и лидеров общественного мнения, вузов.