Характеристика зон уязвимости и источников угроз информационной безопасности эксплуатации беспилотных автомобилей в интеллектуальной транспортной системе

Цифровая экономика: теория и практика
Авторы:
Аннотация:

Полномасштабное развертывание интеллектуальных транспортных систем с транспортными средствами автоматизированного движения и связанной дорожной инфраструктурой в урбанизированных пространствах открывает не только дополнительные перспективы роста эффективности отрасли перевозок, но и ведет к появлению дополнительных источников угроз, рисков и зон уязвимости таких систем. При расширении состава различного рода угроз нарушения штатного функционирования беспилотного автомобильного транспорта (CAV), включая воздействия на каналы информационного взаимодействия всех участников дорожного движения и элементов дорожной инфраструктурой в рамках интеллектуальной транспортной системы (ITS), требуется дальнейшее совершенствование норм и требований правового и технического регулирования создания и эксплуатации CAV. Это расширение области и задач тестирования безопасности автомобильного общественного, личного, коммерческого и специального транспорта, в том числе за счет проверки информационной безопасности при валидации и верификации как CAV, так и компонентов ITS. В рамках системного подхода с использованием методов контентного, логического и сравнительного анализа проведено уточнение предметной области исследования, охарактеризовано состояние нормативных требований национальных регуляторов по обеспечению информационной безопасности подключенных и автоматизированных транспортных средств, рассмотрены методические подходы по тестированию по информационной безопасности автоматизированного дорожного движения в рамках интеллектуальной транспортной системы. В работе представлен концептуальный подход к идентификации комплексной модели угроз для информационной безопасности технологической платформы информационного взаимодействия «беспилотное транспортное средство-дорожная инфраструктура». Проведенное исследование на основе анализа требований безопасности для беспилотных автомобилей и уточнения понятий в сфере обеспечения информационной безопасности эксплуатации CAV и функционирования ITS в условиях перехода к мобильной связи поколения 5G позволило получить следующие результаты: определить состав типовых зон уязвимостей и потенциальных атак; охарактеризовать спектр основных угроз, классифицировать основных агентов угроз информационной безопасности в архитектуре CAV и инфраструктуре ITS. Прикладное значение полученных результатов исследования состоит в возможности использования представленной модели угроз информационной безопасности CAV при разработке методических подходов и аналитических инструментов для организации и тестирования в рамках лабораторных экспериментов и полигонных испытаний различных видов преднамеренных нарушений каналов информационного взаимодействия отдельных устройств CAV, группы автономных транспортных средств и отдельного CAV с ITS. После закрепления нормативных требований в отечественном стандарте информационной безопасности CAV возможным направлением дальнейших исследований может стать разработка технологической и экономической моделей тестирования информационной безопасности в рамках ITS для национальной системы сертификации CAV различного типа.