Трансформация модели университета как элемента региональной инновационной системы
В настоящее время достаточно остро встает вопрос о ключевых направлениях трансформации модели университета. Во-первых, это поможет переосмыслить взаимоотношения между всеми участниками инновационного процесса в формате цивилизационного перехода к новым формам сотрудничества и партнерства; во-вторых, дополнить существующие модели с акцентом на качество жизни, счастье, изменение городской и региональной среды; в-третьих, совершенствовать образовательный и научный процессы с помощью внедрения более современной педагогики, образовательных технологий, а также технологий научного поиска и активизации инновационной деятельности. Объективная необходимость изучения данной проблемы в теоретическом и методическом аспектах подтверждает актуальность темы исследования авторского коллектива. Цель исследования заключается в разработке методического подхода к проведению организационной диагностики университета как драйвера инновационного развития региона для планирования и осуществления его трансформационных преобразований. Используя общенаучные и специальные методы научного поиска, авторами изучены основные подходы и модели трансформации университетов в российской и зарубежной практике. Основной акцент сделан на возможности преобразования вуза в целях инновационного развития региона с учетом концепции «умной специализации». Установлено, что согласно модели «четырехзвенной спирали инноваций» современный университет является активным стейкхолдером инновационного процесса. В связи с этим определена роль высших учебных заведений в формировании региональных программ инновационного развития на основе принципов «умной специализации». Выделены функции университетов как групп стейкхолдеров «Наука и образование» на каждом этапе данного стратегического процесса, что подчеркивает научную новизну проводимого исследования. Для планирования и осуществления мероприятий по трансформации модели университета как элемента региональной инновационной системы авторами предложена методика проведения организационной диагностики и структурирования проблем как аналитический шаг будущих преобразований вуза. Направления дальнейших исследований авторов при этом будут направлены на изучение проблем межрегионального сотрудничества вузов как стейкхолдеров инновационного процесса.