Оценка уровня и выбор стратегии цифровизации высшего учебного заведения

Цифровая экономика: теория и практика
Авторы:
Аннотация:

Активное развитие и применение цифровых средств и технологий в экономике определяет необходимость реализации стратегий цифровых преобразований различных хозяйствующих субъектов. Не исключением являются и высшие учебные заведения, представляющие собой открытые социально-экономические системы, подверженные существенному влиянию процессов цифровизации. Цифровые изменения, происходящие на рынке образовательных услуг, кардинально меняют подходы к реализации образовательного процесса, тем самым вызывают потребность пересмотра стратегических задач и установления приоритетных направлений цифрового развития. Актуальность определения уровня цифрового развития образовательного учреждения обусловлена необходимостью разработки стратегических направлений цифровизации его деятельности с целью повышения конкурентоспособности. Университеты, которые хотят занять прочные позиции на рынке образовательных услуг, должны своевременно разрабатывать и реализовывать соответствующие стратегические и тактические мероприятия в области цифровизации. Выбор стратегий цифровых трансформаций должен основываться, в том числе, на определении текущего уровня цифровизации и анализе ключевых факторов внутренней среды университетов. При выборе стратегии определяющими факторами становятся финансовые ресурсы, технико-технологическая база, компетенции в области цифровизации. Цель исследования — разработать рекомендации по оценке уровня цифровизации образовательной деятельности высших учебных заведений и возможного выбора на его основе стратегий цифровых преобразований. Авторами рассмотрен опыт и формализованы основные направления стратегического развития вузов в области цифровизации образовательной деятельности, касающейся использования образовательных программ на различных рынках образовательных услуг. Обоснована взаимосвязь между уровнем цифровизации вуза и стратегией цифровых преобразований. Определены ключевые факторы и составляющие внутренней среды, обуславливающие выбор стратегий развития университетов. Обобщены основные индикаторы оценки и мониторинга, позволяющие как оценить уровень цифровизации деятельности вуза, так и осуществить выбор определенной стратегии и тактики цифровых трансформаций. Результаты исследования и разработанные на их основе рекомендации могут быть использованы при разработке и реализации стратегий цифровизации образовательного процесса в высших учебных заведениях.