Оценка эффективности инвестиций в человеческий капитал в условиях цифровой трансформации экономики

Экономико-математические методы и модели
Авторы:
Аннотация:

Современная экономическая ситуация в России двойственна. Экономический кризис заставляет предприятия сокращать инвестиции по всем направлениям. В то же время процесс развития цифровой экономики, необходимость в разработке и внедрении инноваций, высокий уровень конкуренции на рынке стимулирует предприятия к активизации инвестиционной деятельности. В таких условиях остро встает проблема инвестирования в подготовку кадров. Предприятия нуждаются в уникальных специалистах, способных быстро адаптироваться к меняющимся условиям, быстро наращивающих необходимые компетенции. Классическая система высшего образования не успевает адаптировать свои программы к постоянно меняющимся требованиям рынка труда. Корпорации, обладая достаточным объемом инвестиционных ресурсов, готовы инвестировать средства в подготовку персонала при условии видимого экономического эффекта. Автором предложено использование методики ROI на основе пятиуровневой модели Джека Филлипса, позволяющей оценить эффективность вложений в обучение персонала для подтверждения эффективности взаимодействия университета и корпорации, мотивируя последних инвестировать средства в подготовку будущих кадров предприятия. В работе использовались статистические, наукометрические и качественные методы анализа. При анализе статистической и аналитической информации использовались методы абсолютных, относительных и средних величин; ретроспективный анализ; метод группировки, а также метод контент анализа. Для обоснования результатов исследования использовались методы экспертного и факторного анализа. В исследовании проведен анализ реализации взаимодействия Самарского государственного технического университета и корпоративных партнеров, выступающих заказчиком и инвестором при подготовке кадров в формах интегрированного обучения в рамках основной образовательной программы, проектно-образовательного интенсива и междициплинарных проектных команд. Сформированы основные тенденции взаимодействия университета с индустриальными партнерами при реализации практико-ориентированного проектного обучения. Рассмотрены основные этапы методики оценки ROI в университете при осуществлении обучения с участием корпоративного стейкхолдера. Проведена оценка количественной динамики реализации проектов по формам практико-ориентированного проектного обучения. Оценена перспектива развития данных форм взаимодействия с учетом величины инвестиций на одного обучающегося и получаемого инвестором эффекта. Сделаны выводы о перспективности развития инвестирования в подготовку кадров корпоративными холдинговыми структурами.