Исследование влияния развития электронной торговли на инфляцию в зоне евро

Экономико-математические методы и модели
Авторы:
Аннотация:

В статье рассматривается влияние развития электронной коммерции на инфляцию в зоне евро. Низкая инфляция в зоне евро была проблемой для мировой экономики после глобального экономического кризиса. Экономический рост и инфляция восстанавливались во многих странах, но в зоне евро рост остался вялым, а инфляция низкой. В результате Европейский центральный банк для достижения целевого показателя по инфляции снизил ставку до нуля и принял ряд нестандартных мер денежно-кредитной политики. Возможной причиной дезинфляции может быть цифровизация и развитие интернет-торговли. С развитием цифровых технологий и интернета конкуренция компаний может повысится, а издержки снижаются. Основная гипотеза исследования заключается в том, что развивающийся сектор электронной коммерции может привести к снижению потребительской инфляции. Развитие электронной коммерции измерялось двумя показателями: долей покупок через интернет физическими лицами и долей покупок предприятий по сети. Для оценки влияния электронной торговли была собрана база данных по 19 странам еврозоны. Первоначально межстрановой анализ не выявил отрицательной связи между показателями развития интернет-торговли и инфляцией. Однако базовая линейная модель панельных данных с фиксированными эффектами и векторная авторегрессия показали негативное влияние развития электронной коммерции и цифровизации на инфляцию. В результате панельного анализа гипотеза о дезинфляционном влиянии электронной коммерции была в целом подтверждена. Однако, учитывая слабую взаимосвязь между развитием интернет-торговли и инфляцией в базовом межстрановом анализе, отрицательная связь, вероятно, была обусловлена продолжающимся трендом развития интернет-торговли. Тренд имеет естественный предел в 100%, т.е. этот дезинфляционный фактор со временем исчезнет. Пока еще у многих стран в 2019 году доля покупок населения в интернете была ниже 50%. В случае остановки тренда инфляция в
зоне евро может ускориться. Среди других факторов, сдерживающих развитие электронной коммерции и цифровизацию, могут быть более жесткое регулирование информационных технологий и ухудшение международных торговых отношений.