Методика оценки налоговых потерь региональных бюджетов от нелегальной трудовой миграции в РФ

Финансы, налогооблажение, инвестиции
Авторы:
Аннотация:

В настоящее время вопросы, связанные с оценкой бюджетного эффекта трудовой миграции, приобрели особую значимость из-за реформирования законодательной базы по привлечению и использованию иностранной рабочей силы на территорию РФ. Целью статьи является оценка ущерба от нелегальной внешней трудовой миграции для российского бюджета и предложение путей по его сокращению. В ходе исследования применялись следующие методы: метод сравнительного анализа, системно-структурный метод, расчетно-конструктивный метод, метод сопоставления. Основные результаты представлены в виде количественных значений потерь налога на доходы физических лиц (НДФЛ) с трудовых доходов мигрантов, занятых в неформальном секторе экономики, а также тенденций их изменения в течение рассматриваемого периода. Новизна исследования заключается в разработке методики оценки налоговых потерь не исходя из масштабов нелегальной трудовой миграции, а на основе потенциально возможных и фактически поступивших сумм НДФЛ с трудовых доходов иностранных граждан. Сделан вывод, что нелегальная трудовая миграция, которая вносит огромный вклад в ВВП нашей страны, но при этом наносит российскому бюджету большой ущерб. При этом величина потерь НДФЛ к 2017 г. возрастает почти на 60 % по сравнению с 2016 г. Это связано с тем, что в условиях ужесточения правил получения патентов мигранты предпочитают трудиться на незаконных основаниях. Для решения указанной проблемы необходимо упростить процедуры регистрации (сдача экзаменов, получение патентов) для мигрантов из соседних стран (особенно из стран СНГ). Определенные барьеры должны существовать, а именно: состояние здоровья, знание языка страны назначения, но основной функцией этих барьеров не должна быть функция запрета на въезд. Кроме того, необходима предварительная подготовка работников конкретных специальностей непосредственно на территории, с которой они прибывают. Для этого нужны межправительственные соглашения, легализирующие такую образовательную деятельность на определенной территории. В качестве перспективных направлений можно наметить доработку методики путем включения в нее расчета величины потерь по страховым взносам.