Организационные и экономические проблемы применения системы менеджмента качества на машиностроительном предприятии

Экономика и менеджмент предприятия
Авторы:
Аннотация:

В настоящее время на предприятиях и в организациях широко применяются различные системы менеджмента, в том числе системы менеджмента качества. Порядок создания и эффективного применения систем менеджмента качества регламентируется системой национальных стандартов. Вместе с тем подходы к организации и результативность системы менеджмента качества на предприятии зависят от подготовленности персонала, знаний и понимания действующих нормативных документов в области стандартизации и технического регулирования. Основные проблемы эффективного управления качеством с применением систем менеджмента качества возникают при неумелом применении действующих нормативных документов и формальном подходе к организации и управлению системой менеджмента качества. В первую очередь, из-за недостаточной вовлеченности персонала, непонимания роли и ответственности владельца процесса. Обеспечение требуемого качества процессов достигается при наличии на предприятии компетентных руководителей и специалистов. Это значит, что кадровые ресурсы имеют требуемый уровень подготовленности, качественную систему мотивации персонала, высокую корпоративную культуру. На предприятии создана система информационного обеспечения, электронная система документооборота. На многих предприятиях ведение документов СМК возложено на службы качества, которые воспринимаются как подразделения, исключительно ответственные за поддержание системы менеджмента качества в рабочем состоянии. К сожалению, функции служб качества часто ограничиваются поддержанием в рабочем состоянии документации СМК. Вместе с тем в подразделениях должна быть необходимая документация СМК и должны вестись все предусмотренные документами СМК записи; работники должны знать содержание документации СМК, умело её оформлять и обеспечивать документооборот в соответствующей части. Формальный подход к применению систем менеджмента качества на предприятиях приводит к неэффективному использованию ресурсов, выделяемых на ресурсное обеспечение системы менеджмента. Дан краткий анализ конкретных проблем, возникающих при применении систем менеджмента качества и предложены основные направления по устранению несоответствий систем требованиям федерального законодательства и нормативным документам в области стандартизации. Подчеркнуто, что основным принципом построения системы менеджмента качества на предприятии должно быть построение системы менеджмента качества под нужды предприятия, с соблюдением требований российских стандартов. Получено обобщенное мнение ученых и специалистов по актуальным проблемам, возникающим при реализации СМК на предприятиях. Предложены конкретные практические решения (рекомендации), сформированные на основе практического построения и применения СМК.