Прогнозирование рынка инфокоммуникационных услуг в России

Региональная и отраслевая экономика
Авторы:
Аннотация:

Проведен анализ состояния рынка инфокоммуникационных услуг в России. За период с 2011 по 2017 г. произошло увеличение как пользователей мобильного интернета, так и абонентов фиксированного доступа в Интернет. В 2017 г. мобильный интернет в России использовало 124,83 млн чел., что на 7,7 % выше, чем в 2016 г., и на 47,7 % выше, чем в 2011 г. Причем, 93 % абонентов мобильного интернета – это пользователи широкополосного доступа в Интернет (ШПД) с заявленной скоростью 256 Кбит/с. Однако несмотря на то, что сотовые операторы все еще имеют большие доходы от мобильной связи, серьезного роста выручки компаний не происходит. Поэтому российские компании начинают идти по пути цифрового развития – углублению финансовых услуг, системной интеграции, электронной коммерции и интернета вещей. Активное развитие данного направления бизнеса в ближайшем будущем приведет к тому, что доля выручки от услуг мобильной связи уменьшится, но сотовые операторы не сильно пострадают, так как это снижение будет скомпенсировано доходами от новых видов деятельности. Анализ состояния и особенностей рынка инфокоммуникационных услуг показал необходимость более подробного рассмотрения двух проблем: это определение емкости рынка инфокоммуникационных услуг и прогноз количества пользователей подвижным (мобильным) интернетом. Из существующих методов определения емкости рынка использовали оценку, учитывающую покупательскую активность и уровень спроса. Для рынка инфокоммуникаций это будет объем всех ожидаемых покупок товара, т. е. плата за пользование сотовой связью, сетью Интернет и т. п. конкретной аудиторией за расчетный период, например за один год. На примере оператора сотовой связи МегаФон рассчитана емкость рынка в трех видах: потенциальная, доступная и фактическая. Расчет емкости рынка производился с учетом количества потребителей услуг сотовой связи, среднего количества услуг по передаче данных на одного абонента, средней стоимости одной услуги для одного абонента. Потенциал рынка (разница между потенциальной и доступной емкостью) позволяет определить возможности роста. Представленные данные показывают, что рынок подвижной связи исчерпывает себя. Чтобы продлить свое пребывание на рынке, сотовым операторам необходимо расширять бизнес за счет поиска новых направлений развития. Для определения прогнозного количества пользователей подвижным (мобильным) интернетом использовалась модель кривой Гомпертца. График имеет S-образную форму. Количество абонентов ограничено. Оно приближается к 137 млн чел. Прогноз проведен до 2030 г. Таким образом, в настоящий момент времени происходит этап насыщения и рынок инфокоммуникаций в России (с точки зрения количества абонентов) уже значительно замедлил свой рост. В качестве стратегической задачи можно рассматривать обеспечение высокоскоростного широкополосного доступа в Интернет, мобильной связи четвертого поколения (4G), а далее и пятого, и внедрение цифровых услуг.