Разработка типологии стратегий конкуренции и роста на основе фактора использования искусственного интеллекта
Целью научной работы является разработка типологии стратегий конкуренции и роста на основе фактора использования искусственного интеллекта (ИИ) на примерах стратегического развития крупнейших розничных продуктовых сетей как представителей технологически развитого и высококонкурентного кластера российской экономики, имеющего значительный вес в структуре ВВП страны. Задачами исследования являются поиск, идентификация различных видов и способов применения ИИ в отрасли крупной сетевой розницы, их систематизация и структурирование в форматы стратегического планирования, формирование на эмпирической основе интегрированной матрицы стратегий, разработка новой модифицированной стратегии конкурирования и роста. Актуальность исследования объясняется необходимостью интегрирования новейших цифровых технологий в форматы стратегического анализа и планирования, а также конкурентного позиционирования в современных реалиях. Научная новизна работы заключается в систематизации успешной отраслевой практики использования ИИ и преобразования ее в один из инструментов целенаправленного развития и реализации конкурентных стратегий, в разработке на эмпирической основе типологии интегрированных стратегий конкурирования и роста. Объектом исследования являются конкурентные стратегии и стратегии роста, основывающиеся на применении высокоинтеллектуальных технологий, в том числе ИИ. Предметом исследования являются стратегические действия крупнейших розничных продуктовых сетей России. В ходе работы проведен библиографический срез наличия актуальных исследований в области стратегического развития масштабных публичных продуктовых розничных сетей современной России. Проведен анализ основных финансово- экономических показателей и результатов развития сетей. Проведен эмпирический анализ стратегических действий розничных сетей за последние пять лет. Впервые в научном поле разработано представление о конкурентном позиционировании российских розничных сетей по отношению друг другу на основе фактических данных. Впервые классические матрицы стратегий роста и стратегий конкурирования интегрированы в единый формат на основе реальных данных и представлены в виде типологии стратегий конкурирования и роста. В ходе исследования впервые в научном поле систематизирована информация о видах и формах фактического применения розничными сетями технологий ИИ в крупной сетевой рознице в контексте их конкурентных стратегий. Научную новизну представляют разработанный новый модифицированный тип стратегии конкуренции на основе умной платформенной экосистемы, а также типология интегрированных стратегий роста и конкурирования. На основе систематизации направлений и опыта использования технологий ИИ вкупе с анализом финансово-экономических показателей сделан вывод о его значении как фактора повышения конкурентоспособности крупнейших российских розничных продуктовых сетей. Результаты исследования представлены в виде матриц стратегических конкурентных действий.